Анатолий Фурсов убежден, что российское судейство нуждается в немедленных реформах


Как рассказал Анатолий Фурсов, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов Домбровицкий и партнеры и практикующий юрист, в России сегодня уровень судейства упал ниже некуда. Хотя это вполне объяснимо. Стоит ли ожидать другого уровня работы от судей, главным критерием оценки качества которой является количество вынесенных обвинительных приговоров.

Следствием такой мотивации и стала ужасающая статистика по соотношению обвинительных и оправдательных приговоров, особенно по сравнению со странами Запада. В развитых странах оправдательные приговоры составляют более 10% от общего числа, в нашем же случае - 0,34% по данным Верховного суда РФ на 2020 год (за указанный период российские суды вынесли 1 931 оправдательных приговоров против 562 906 обвинительных). Провалы в работе судей выявлены на всех стадиях процесса. Предварительное следствие чаще всего оборачивается для подозреваемого заключением в СИЗО, в качестве меры пресечения. Судья редко обращает внимание на доводы защиты и обвиняемого в том, что никто не собирается скрываться от правосудия. Да и судья не несет ответственность за достоверность собранных следствием доказательств, а подходит к избранию меры пресечения формально, основываясь на позиции обвинения. Смягчается мера пресечения так же крайне редко, практически никогда.

Судебное заседание так же заточено только на обвинение. В России сторона защиты до сих пор не может привлечь в заседание своих экспертов, способных пролить свет на существенные обстоятельства дела. Все экспертизы назначаются только следствием, а значит, они направлены только на доказательство вины подозреваемого, а не на установку истины. Формально, защита может ходатайствовать о привлечении эксперта перед судом, но такие ходатайства, как правило, остаются без удовлетворения.

В свете вышесказанного, стоит ли удивляться тому, что приговоры в России выносятся в основном обвинительные. Право на обжалование у гражданина конечно же никто не отменял. Но в этом случае обвиняемому лучше воспользоваться связями, которые у него есть, чтобы решить судьбу дела за деньги, иначе придется сидеть весь срок от звонка до звонка. Судьи крайне неохотно отменяют вынесенные решения своих коллег.

Анатолий Фурсов убежден, что такая практика сложилась из-за того, что судейство в России является замкнутой и самовоспроизводящейся системой, которую закармливает власть.

Судьи сегодня только назначаются главой судейского корпуса региона, и только от него зависит карьера и материальное благополучие каждого судьи. Поэтому, все судьи от мировых до федеральных делают все, чтобы не прогневать начальство. Тогда судье можно не опасаться за судьбу зарплаты, которая стартует от 300 тысяч рублей, двухмесячный ежегодный отпуск, пенсию в 150 000 рублей, и внушительное выходное пособие, которое получает каждый судья при выходе на пенсию. Размеры этого пособия в стране со стремительно нищающим населением произносить вслух неприлично.

При такой мотивации не удивительно, что правосудие волнует облаченных в мантии юристов меньше всего.

Анатолий Фурсов убежден, что для исправления ситуации нужно сделать должность судьи выборной и срочной. Кандидаты на получение мантии должны проходить строгий отбор. Они должны иметь хорошее образование, послужной список и безупречную репутацию. Выборы судьи должны походить с помощью жребия, причем, наблюдателями на процедуре должны быть сами соискатели. Это позволит избежать кумовства и назначение лояльных, но не профессиональных людей.

Критериями оценки работы судьи должны стать не только обвинительные, но и оправдательные приговоры, а также те, которые были смягчены. Это наглядно продемонстрирует не формальность судьи в подходе к работе и к каждому делу. Глава судейского корпуса должен перестать быть человеком, от которого зависят все вопросы в работе судей, он должен отвечать только за функционирование самого суда.

Так же Анатолий Фурсов убежден, что избавиться от предвзятости в работе российских судов можно будет после введения института следственных судей. к созданию которого призывают сейчас видные правозащитники. В обязанности следственного судьи входитбеспристрастный контроль за действиями обеих сторон на всех стадиях уголовного процесса; уравнивание в  правах стороны обвинения и стороны защиты; контроль за всеми их действиями в строгом соответствии с законом, а также арбитраж во всех правоприменительных спорах. Это атрибут эффективного законодательства и компетентной судебной власти, столько необходимый современной России.

В завершение Анатолий Фурсов говорит: «Одна из самых известных мировых цивилизаций – Древний Рим – просуществовала более XII веков, и это огромный отрезок времени. Возникали и гибли другие государства, целые народы исчезали с лица земли, но гордый Рим стоял, успешно противостоя как внешним, так и внутренним угрозам. Секрет, по мнению многих историков, очень прост – знаменитое Римское право, которое прочно цементировало связь между гражданами и государством. Отлаженный закон надежно защищал население, а население, в свою очередь, защищало государство, как источник своей безопасности и благополучия. И лишь когда произвол и недобросовестность властьимущих расшатал основы права внутри империи, Рим пал под натиском пришлых варваров. Об этом историческом уроке стоит задуматься всем, кто сегодня хоть как-то может повлиять на ситуацию в области судопроизводства в России».

По информации polit.ru

Предыдущая На острове Родос начались сильные лесные пожары
Следующая В Москве открылся бахчевой сезон